Четверг, Май 30, 2024
Форум горнопромышленников обсудил инвестиции в отрасль

15.04.2024

Аналитика / Горнодобыча

Форум горнопромышленников обсудил инвестиции в отрасль

Господдержка — всё ещё ключевой фактор развития

12 апреля 2024 года в Москве прошёл форум «Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки». В начале первой сессии ведущий предупредил участников, что впереди, в конце апреля, съезд РСПП и сегодня необходимо подготовить рекомендации, которые этот съезд мог бы утвердить и передать непосредственно президенту России.

В самом его названии были упомянуты «меры поддержки» в качестве основного условия отраслевого развития. Поддержки со стороны государства, естественно. Хотя для начала было бы неплохо, чтобы оно не создавало проблем. Надо сказать, что каких-то революционных предложений обозреватель «Про Металла» на этом мероприятии не услышал. 

Некоторые болезненные темы или вообще никак не затрагивались, или упоминались вскользь, как данность — как плохая погода: ну, бывает, что ж поделаешь. Например, ползучая «реприватизация», которая может в случае разрастания принять угрожающие формы, запредельно высокая ключевая ставка ЦБ, делающая инвестиции возможными только для самых крупных корпораций и госхолдингов, растущая и, главное, малопредсказуемая налоговая нагрузка на отрасль и так далее. Возможно, эти темы будут подняты уже на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей.


фото автора

Меры господдержки являются основным условием развития отрасли.

фото автора

На форуме выступали чиновники, как федеральные («Роснедра», Минэнерго и другие), так и региональные. Например, развёрнутое сообщение сделал Кирилл Бычков, председатель правительства Республики Саха (Якутия). Можно спорить о том, в какой мере это является заслугой именно регионального руководства. Но очевидно, что в республике сейчас осуществляется целая серия крупных инвестиционных проектов — от строительства первой частной железной дороги, по которой повезут уголь с Эльгинского месторождения к новому порту на Тихом океане, до разработки Кючусского золоторудного месторождения, где энергетику обеспечит реактор малой мощности от «Росатома».

Кстати, немаловажно то, что Якутия в связи с новыми инвестпроектами в прошлом году ощутила дефицит электроэнергии, и намерена решать эту проблему, в частности, за счёт использования местных углеводородных ресурсов (в чём должен помочь «Газпром»).


Кирилл Бычков рассказал о том, что в Якутии горная отрасль будет развиваться с использованием кластерного подхода. Кластеров выделяют по меньшей мере три — вокруг бывшего Депутатского ГОКа (золото и возрождение добычи олова), Алданский (золото, апатиты, железо, газопереработка), Северо-Восточный (драгметаллы, сурьма). 


Звучит красиво, но, как говорится, дьявол в деталях: если вопрос о том, кто будет добывать золото в Депутатском кластере, понятен — это дочернее предприятие «Селигдара» (упомянутое месторождение Кючус), то вот кто и за счёт каких ресурсов будет осваивать Депутатское — тема крайне туманная.

Поинтересовался у Бычкова обозреватель «Про Металла» и перспективами компании «Тимир» (её соучредители «Евраз» и «Алроса»), которая должна по плану добывать железную руду в Алданском кластере. «Идут переговоры о смене собственника, перспективы есть», — отметил Бычков. Правда, практически то же самое он нам говорил и полгода назад на Восточном форуме во Владивостоке.

фото автора

Кирилл Бычков, председатель правительства Республики Саха (Якутия).

фото автора

Открытым остаётся и вопрос о том, как повлияет и повлияет ли смена собственника у бывших активов «Полиметалла» на их инвестиционные планы? В частности, эта группа должна была инвестировать в разработку месторождения редких земель Томтор, сроки начала освоения которого много раз переносились. 

Кирилл Бычков на вопрос «Про Металла» о Томторе ответил снова неопределённо: мол, там ещё много разных полезных ископаемых, не только редкие земли, интересантов много, так что в любом случае там всё кончится хорошо. Надежда — это прекрасно, но хотелось бы больше конкретики. Тем более что срок, обозначенный теперь уже Стратегией развития металлургии для начала добычи, неумолимо подходит.

Помимо традиционно широко представленных на этом форуме угольщиков в качестве представителя крупного горнорудного инвестора выступал, например, Георгий Фотин, генеральный директор ООО «УК Баимская».

О ходе реализации самого проекта по добыче меди на Чукотке он высказался довольно лапидарно, отметив, что над его реализацией трудятся свыше тысячи человек, а из запланированных 900 миллиардов рублей порядка 170 миллиардов уже проинвестировали. И вот как раз в его выступлении прозвучала мягко высказанная, но вполне конкретная фраза о том, что сейчас очень нужна «стабилизация на понятный прогнозный срок налогового режима», иначе очень сложно договариваться с банками о финансировании.


фото автора

Мероприятие вызвало большой интерес у отраселвого сообщества.

фото автора

Немало внимания на мероприятии уделили вопросам развития инфраструктуры, не только энергетической, но и транспортной. Перспективам Восточного полигона железных дорог уделили целую сессию. Дискуссия заставила вспомнить советского писателя Шварца — «Сказку о потерянном времени». Обсуждали вопрос о том, приведёт ли реализация поставленных целей третьего этапа его развития (пропускная способность в 270 млн тонн в 2032 году) к полной загрузке дальневосточных портов? 


Сошлись на том, что и после этого порты могли бы переваливать на экспорт существенно больше. И потребности наших компаний в экспорте будут выше. Но ведь и так строители и железнодорожники, упустив много лет, сейчас стараются наверстать ускоренными темпами, параллельно создавая спрос и на металлургическую продукцию. Один запланированный новый мост через Амур сколько стали потребует!


Правда, проект появится через год, и пока точной цифры никто не скажет, но ясно, что немало. Другая тенденция — замена вагонного парка. Массовое внедрение инновационных вагонов существенно облегчило бы транзитную ситуацию на Дальнем Востоке. Но тут уже вопрос к нашим производителям: смогут ли они построить столько вагонов нового типа (а в ближайшем будущем, как отметили на сессии, нас ждут минимум две волны списания старых вагонов)?

Вспомнили на специальной сессии по горным проектам в Арктике и на Дальнем Востоке и Северный морской путь. Эксперт Михаил Григорьев, директор ООО «Гекон» высказался скептически в отношении нашей способности в обозримом будущем обеспечить его круглогодичное функционирование. Да и будет ли что по нему возить?

Понятно, что в первую очередь в Севморпути заинтересованы недропользователи. Но, по мнению, которое высказал Михаил Григорьев, их у нас не так много, как рисуют в планах. По-серьёзному говоря, пока всего два — это уже упоминавшаяся Баимская площадь на Чукотке, а также Сырадасайское угольное месторождение на Таймыре. Но под них нет пока ни ледокольного флота, ни портовой инфраструктуры, ни многого другого. 

фото автора

Выступления спикеров вызывали живую реакцию в зале.

фото автора

И если по Баимской существуют хотя бы принципиальные решения относительно порта Певек, хотя по их финансированию ведутся дискуссии, то угольный проект «Северной звезды» на Таймыре напоминает, по словам Григорьева, «плохо собранную головоломку». «Они упёрлись в отсутствие технических решений. 

Небольшие объёмы «Северная звезда» начала вывозить через Архангельск для внутрироссийского потребления. Но они с прошлого лета в санкционном списке, то есть возможность реализовывать в крупных масштабах свою продукцию у них есть только в Азиатско-Тихоокеанском регионе. А как туда попасть? 

Правительство им дало разрешение на привлечение 32 судов для вывоза, но мы проанализировали их ледовый класс и выяснили, что кроме двух от фирмы «ГТЛК» остальные для круглогодичной навигации не подходят... Сейчас они начинают больше ориентироваться на внутренний рынок России, что весьма, на мой взгляд, разумно», — отмечает Григорьев. Что ж, как говорится, пессимист — это хорошо информированный оптимист.

На форуме не прозвучало каких-то революционных идей, да они в наше время высокой турбулентности вряд ли были бы реализуемы. Но по важным, хотя и частным вопросам прозвучало много интересных предложений, в первую очередь по механизмам господдержки отрасли. И, как отметил на форуме исполнительный директор Ассоциации «Горнопромышленники России» Анатолий Никитин, смотреть мы должны уже не только на ближайшую перспективу, но на 25–30 лет вперед. 


На очереди — освоение подводных месторождений, массовое внедрение цифровых технологий и искусственного интеллекта, а также роботизации в горной добыче, освоение новых стандартов ESG. 


За нашими сегодняшними трудностями и проблемами важно эту перспективу не упустить.


Алексей Василивецкий


Больше оперативных новостей читайте в Telegram-канале @ПРОметалл.

Теги: полезные ископаемые, Москва, Конференция, Меры господдержки

Последние публикации

29.05.2024

Три века электромобилей в России (Часть первая)
Почему автопром выказал любовь к электричеству?

29.05.2024

В освоении богатств Попигайского кратера может помочь Беларусь
Сибирские учёные очень на это рассчитывают

28.05.2024

Небольшой штраф для «Северстали» узаконен
ФАС при обновлённом правительстве может стать мягче

28.05.2024

Акционеры меткорпораций одобрили увеличение налога на прибыль
Алексей Мордашов и Владимир Потанин поддержали и бизнес, и правительство одновременно